- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Никогда не пользуйтесь FedEx в России для посылок из-за рубежа!
DHL, UPS, EMS (через USPS) - чем угодно. Только не FedEx. Да, из фильмов и сериалов мы знаем, что FedEx в штатах - это крупная серьёзная эталонная компания. А взаимное подтролирование друг друга сотрудниками DHL и FedEx превратилось в мемасики, но всё это в - США. В России же FedEx -...
Никогда не пользуйтесь FedEx в России для посылок из-за рубежа!
DHL, UPS, EMS (через USPS) - чем угодно. Только не FedEx. Да, из фильмов и сериалов мы знаем, что FedEx в штатах - это крупная серьёзная эталонная компания. А взаимное подтролирование друг друга сотрудниками DHL и FedEx превратилось в мемасики, но всё это в - США. В России же FedEx - полный антипод своего американского родителя.
Мне нужно было экстренно доставить груз из Японии в Екатеринбург и отправитель выбрал FedEx в качестве перевозчика. И тут начались приключения и потрясающий клубок, достойный детектива.
Во-первых, поддержка FedEx (на минуточку - это курьерская экспресс-доставка) работает только с понедельника по пятницу с 9 до 18 часов. Вопрос у меня возник вечером в пятницу и в колл-центре робот мне вежливо сказал, что никто не сможет выслушать мою боль ближайшие двое с половиной суток. Экспресс так экспресс. Но даже когда я позвонил в их рабочее время в понедельник, то за полчаса ожидания на трубке мне так никто и не ответил, хотя "мой звонок очень важен для них".
Во-вторых, FedEx не занимается растаможкой грузов для частных заказчиков. И вот это самое важное. Дело в том, что в 2017-ом году у нас поменялись таможенные законы и для любого ввозимого груза частнику нужно подать таможенную декларацию. По идее, это простая бумажка, в которой есть все данные получателя (паспорт и ИНН, по которому считают лимит беспошлинного ввоза), а также информация о самом товаре с подтверждением его цены (достаточно инвойса или даже скрина из интернет-магазина). Все нормальные магазины к этому подстроились. Например, AliExpress, с 2017-го года запрашивает паспортные данные получателя и самостоятельно сопровождает груз таможенной декларацией. У меня около 800 заказов оттуда и никогда проблем не было. Ещё я часто заказываю товары из США, пользуясь различными транспортными компаниями и они тоже всегда запрашивают мои паспортные данные, самостоятельно оформляя все документы. Причем, не берут за это никаких денег (это важно, но об этом ниже). Т.е. даже за минимальную доставку из США, которая стоит ~ $15, включена услуга по растаможке товаров.
Но FedEx он не такой. Он пошёл своим путём и мне кажется, что это какая-то коррупционная схема. Но обо всём по порядку.
В пятницу мне позвонили с какого-то левого номера, представились ООО "ГБС-Брокер" и сказали, что на моё имя есть груз и они могут помочь с оформлением таможенной декларации. Я сказал, что у меня груз попадает под лимит беспошлинного ввоза. Они сказали, что да, это так, но декларацию без оплаты пошлины всё равно нужно оформить. При этом мне сказали, что сам я это сделать не могу, а они это сделают за 1100 рублей. Да, вы не ослышались - составить одну простую бумажку за 5 минут они оценивают в 1100 рублей. Что дороже, чем доставка всего этого груза через несколько международных аэропортов 5 разных стран (Япония-Китай-Франция-Германия-Россия). Я сказал, что я немного ошарашен и не готов им ничего ответить прямо сейчас. Но до FedEx я так и не дозвонился.
Начал раскапывать без них. FedEx официально заявляет, что всей этой таможенной ерундой он не занимается (хотя DHL и UPS почему-то вот занимаются) и прям на своём сайте пишет, что эту услугу оказывает, действительно ООО "ГБС-Брокер" (ИНН 9701083788). Компания эта зарегистрирована где-то в подвале с уставным капиталом 10 т.р. (мой груз дороже стоит) и дозвониться до них тоже невозможно. Но справедливости ради, в 2018-ом году уставный капитал был увеличен аж до 20 т.р. Уже круто для крупнейшей американской курьерской службы, да?
Почитав прецеденты на форумах я понял, что я не одинок и в целом - да, каждый, кто получает груз через FedEx становится заложником ситуации, когда ему не дают растаможить груз самому, а сторонняя ОООшка берёт за это 1100 рублей за одну бумажку. Иначе груз не растаможат и вернут отправителю через 15 дней. Я почитал, что некоторые отчаянные люди сами приезжали на таможню, перехватывали груз на таможне, оформляли на месте декларацию и он не успевал попасть в FedEx, но, во-первых, это сам по себе непростой квест, во-вторых, мне для этого нужно было лететь в Москву.
Далее, ГБС-Брокер просит пройти на сайт с доменом третьего уровня (gbs-broker.alta.ru), где на коленке из конструктора собрана некая форма, куда я должен передать все свои паспортные данные, а также предоставить СКАНЫ ПАСПОРТА! Далее, с помощью введенного код из СМС я должен подписать договор (простая электронная подпись) и заплатить им с карты 1100 рублей.
Мне стало интересно чья же это компания такая... и почему она эксклюзивно таможит все посылки FedEx. Я пробил её через Контур.Фокус и увидел, что её директор и один из учредителей (ну который внёс в уставный капитал аж 6 т.р.) является Рисин Илья Семенович. Беглый поиск по интернету показал, что этот человек - бывший ген.дир компании Pony Express - крупной и действительно грамотной курьерской службы. Почему он ушёл с поста ген.дира такой крупной компании в пользу ген.дира маленькой компании, зарегистрированной в подвале - будет понятно чуть ниже. Следующий учредитель - Лапин Сергей - является соучредителем ещё одной логистической компании - СПСР. Третий учредитель - это Солонин Сергей - совладелец группы компаний QIWI.
Тут я немного офигел. Что все эти уважаемые и небедные люди делают в компании, зарегистрированной в подвальном помещении №1, комнате 15? Ну, тут на помощь снова приходит Контур.Фокус, где мы можем посмотреть финансовую отчетность по этой компании.
Итак, оборот этой компании, с уставным капиталом, напомню, 20 т.р., в 2017-ом году (год принятия нового закона) составил 21,1 млн. рублей. В 2018-ом году он был уже 87,5 млн. рублей. А в 2019-ом - 122,4 млн. рублей. За 2020 год отчётность ещё не сдана, но, уверен, что компания сохранила свой рост и находится где-нибудь на уровне полумиллиона рублей каждый божий день. При этом, у них практически нет никакой поддержки и не думаю, что себестоимость их услуги по заполнению одной бумажки занимает так много от 1100 рублей, которые они берут с каждого получателя груза. Неплохой клондайк.
Но мне вот интересно, а как так вышло, что какая-то подвальная ОООшка стала единственным и эксклюзивным партнером FedEx по таможенному сопровождению посылок? Какой интерес в этом у самого FedEx или лично у его руководства в России? И самое главное, куда смотрит ФАС? Ведь у меня, как у потребителя, нет возможности воспользоваться услугами другой компании. Всё сопровождение обеспечивает только одна сторонняя компания. Никакой естественной конкуренции здесь нет. И эта компания может назначать за свои услуги ЛЮБЫЕ ЦЕНЫ.
Впрочем, все эти вопросы довольно риторические.
P.S. Одну звезду добавил за то, что довезли всё-таки быстро, хоть груз из Японии в Россию и проделал путь через 5 стран. Но мне просто повезло. Судя по отзывам, у многих груз может неделями висеть в терминале и, самое дурацкое, что никто ничего не может ни сказать, ни сделать. Всем наплевать. Поддержки - никакой.